Муниципальное казенное учреждение "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
456110, Россия, Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Пугачевская, д.66. тел/факс: 8(35147)2-49-93
Написать нам

Принято на заседании педагогического совета МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района

 

Протокол № 1 от 25.01.2019 г.

Утверждено

приказом директора МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района

от 28.01.2019 г. № 115-ОС

 

 

 

Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам

 

  1. Общие положения

 

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) определяет организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в Муниципальном казенном учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее – Учреждение).

1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом РФ от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 (далее – СанПиН), Уставом и локальными актами Учреждения.

 1.3. Учреждение осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее – дополнительное образование).

 

  1. Цели и задачи образовательной деятельности

 

  1. Образовательная  деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам нацелена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития воспитанника, укрепление  здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организации его свободного времени.
  2. Основными задачами дополнительного образования являются:

              - формирование и развитие творческих способностей  воспитанников;

              - удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в

интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом  совершенствовании, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического трудового воспитания детей;

- выявление, развитие и поддержка талантливых воспитанников;

- социализация и адаптация к условиям жизни в обществе,

- выявление и развитие профессиональных интересов детей,

- организация содержательного досуга воспитанников;

- формирование общей культуры воспитанников;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

 

  1. Организация деятельности

 

  1. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам  подлежит лицензированию.

3.2.Образовательная деятельность по дополнительному образованию осуществляется на русском языке.

  1. Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной деятельности детей в возрасте от 3 до 18 лет в их свободное (внеурочное) время.
  2. Образовательную деятельность по дополнительному образованию осуществляют педагогические работники стационарного отделения, которое является структурным подразделением Учреждения.
  3. Подразделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Учреждения.

             3.6. Общее руководство деятельностью подразделения осуществляет директор.

              3.7. Руководителем структурного подразделения является заместитель директора по воспитательной работе, который организует и контролирует его работу, несет ответственность за качество, эффективность и результативность деятельности.

3.8. Штатное расписание структурного подразделения формируется в соответствии с целями и задачами  дополнительного образования в Учреждении и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования.

3.9. Деятельность педагогов дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями.

  1. Участниками образовательного процесса являются:

- обучающиеся (воспитанники в возрасте от 3 до 18 лет);

- педагогические работники.

3.11. Дополнительное образование строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

3.12. Дисциплина  поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех членов образовательного процесса. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.

3.13. Образовательная деятельность по дополнительному образованию осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

              3.14. Количество обучающихся в группе может составлять до 8-9 человек, что обусловлено особенностями психического и соматического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  3.15. Продолжительность и рекомендуемая кратность учебных занятий  приведены

в приложении 1 к данному Порядку.

3.16. Учреждение может на договорной основе оказывать услуги по дополнительному образованию выпускникам Учреждения, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи российских граждан.

 

  1. Содержание и формы работы

 

  1. Содержание образовательной деятельности определяется дополнительными общеобразовательными (общеразвивающими) программами, самостоятельно разработанными педагогическими работниками в соответствии с федеральными государственными требованиями и утвержденными директором Учреждения.
  2. Дополнительные общеобразовательные программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.
  3. Требования к структуре, оформлению, срокам обучения по дополнительным общеобразовательным программам, а также порядок их принятия и утверждения регламентирует Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе, утвержденное приказом директора Учреждения от 28.01.2019 г. № 115-ОС.
  4. Образовательный процесс по дополнительному образованию организуется в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).

               4.5. Видами объединения могут быть клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы и пр.

              4.6.  Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное

обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется на основании приказа директора Учреждения.

4.7. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам различной направленности:

            - технической,

            - естественно-научной,

            - физкультурно-спортивной,

            - художественной,

            - туристско-краеведческой,

            - социально-педагогической.

4.8. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

              4.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ.

               4.10. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни – не более 2-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 3 академических часов в день.

              4.11. После 30 – 45 минут занятий рекомендуется организовывать  перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

              4.12. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 – 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет – не более 30 минут.

              4.13. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

              4.14. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,

переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

4.15. В целях обеспечения права на образование детей с ограниченными

возможностями здоровья  (далее – ОВЗ) предусмотрена разработка образовательных программ, адаптированных для обучения таких детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанной категории воспитанников.

4.16. При разработке дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, методы и средства обучения.

               4.17. При организации занятий педагогические работники могут использовать словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ структуры музыкального произведения и др.), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.) и практические (тренинг, вокальные упражнения, тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.) методы обучения.

              4.18. Деятельность обучающихся может быть организована с использованием объяснительно-иллюстративных методов обучения (при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию),  репродуктивных методов обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковых методов обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательских методов обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).

              4.19. Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

4.20. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

4.21. Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

              4.22. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся и возрастных особенностей обучающихся и утверждается директором Учреждения.

              4.23. Начало занятий должно быть не ранее 9.00 час., а их окончание до 20.00 час. Для воспитанников 16-18 лет не позднее 21.00 час.

              4.24. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия.

              4.25. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее  образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

              4.26. В случае отсутствия в штате Учреждения педагогических работников необходимой квалификации Учреждение вправе привлекать на законном основании волонтеров благотворительных фондов, некоммерческих организаций, имеющих  образование и квалификацию, соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в РФ».

4.27. Возможными формами проведения занятий могут быть: акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, деловая игра, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, чемпионат, сюжетно-ролевая игра, производственная бригада, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие.  

                      

  1. Требования к необходимым условиям

для реализации дополнительных общеобразовательных программ

 

5.1. Образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

            - СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;

            - СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 № 8;

            - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

             5.2. Занятия по дополнительному образованию должны учитывать состояние здоровья детей (дети с ОВЗ, инвалиды, физически ослабленные дети, только поступившие в организацию, выпускники и т.д.), а также  особенности социально-психологического развития детей и принимать во внимание, жил ли ребенок в семье, в какой семье воспитывался ребенок, сколько лет он проживал в условиях неблагополучия, посещал ли детский сад, учился ли в школе и т.д.  

              5.3. Специальные условия для получения дополнительного образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами подразумевают использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

              5.4. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, в отдельных группах и (или) индивидуально.

 

  1. Документация и отчетность

 

  1. Основными документами, регламентирующими образовательную

деятельность  по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в Учреждении, являются:

              - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района;

              - Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района;

              - приказ директора Учреждения о создании структурного подразделения дополнительного образования;

              - приказ директора Учреждения об утверждении принятых к реализации образовательных программ;

              - должностная инструкция педагога дополнительного образования;

              - расписание занятий объединений дополнительного образования, утвержденное директором Учреждения;

              - журналы учета посещения детьми занятий,

              - отчет педагога дополнительного образования о проделанной работе, представляемый заместителю директора по воспитательной работе в конце года.

              6.2. Журнал учета работы объединения дополнительного образования хранится у руководителя объединения, в конце учебного года передается заместителю директора по воспитательной работе.

              6.3. Документация педагога:

            - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа;

            - календарно-тематическое планирование на учебный год;

            -  журнал учета посещения детьми занятий;

            - расписание занятий;

            - отчет педагога дополнительного образования о проделанной работе за год.

 

  1. Заключение

 

  1. Настоящий Порядок принимается на заседании Педагогического совета и

утверждается приказом директора Учреждения.

  1. Изменения и дополнения в настоящий Порядок могут вноситься в

соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в законодательные документы федерального, регионального уровней, регулирующих данное направление образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Порядку организации образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам

 

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях дополнительного образования


 

     

NN п/п

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

1.

Техническая

2-3

2 по 45 мин.;

1.1.

Объединения с использованием компьютерной техники

1-3

2 по 20 мин. для детей дошкольного возраста;

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет;
2 по 45 мин. для остальных обучающихся;

2.

Художественная

2-3

2-3 по 45 мин.;

2.1.

Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства

2-3

2-4 по 45 мин.;

2.2.

Музыкальные и вокальные объединения

2-3

2-3 по 45 мин. (групповые занятия);
30-45 мин. (индивидуальные занятия);

2.3.

Хореографические объединения

2-4

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

3.

Туристско-краеведческая

2-4; 
1-2 похода или занятия на местности в месяц

2-4 по 45 мин.;
занятия на местности или поход - до 8 часов;

4.

Естественно-научная

1-3

2-3 по 45 мин.;
занятия на местности до 8 час;

5.

Физкультурно-спортивная

   

5.1.

Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта

2-3

1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

5.2.

Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта)

2-3

1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

6.

Культурологическая

1-2

1-2 по 45 мин.

6.1.

Тележурналистика

2

2-3 по 45 мин.

7.

Военно-патриотическая

2-4

1-3 по 45 мин.;
занятия на местности - до 8 часов

8.

Социально-педагогическая

1-2

1-3 по 45 мин.

8.1.

Предшкольное развитие

2-3

1-4 по 30 мин.

8.2.

Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР)

2-4

1-2 по 45 мин.