Принято на заседании педагогического совета МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района
Протокол № 1 от 25.01.2019 г. |
Утверждено приказом директора МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района от 28.01.2019 г. № 115-ОС
|
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам
- Общие положения
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) определяет организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в Муниципальном казенном учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее – Учреждение).
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 (далее – СанПиН), Уставом и локальными актами Учреждения.
1.3. Учреждение осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее – дополнительное образование).
- Цели и задачи образовательной деятельности
- Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам нацелена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития воспитанника, укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организации его свободного времени.
- Основными задачами дополнительного образования являются:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом совершенствовании, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического трудового воспитания детей;
- выявление, развитие и поддержка талантливых воспитанников;
- социализация и адаптация к условиям жизни в обществе,
- выявление и развитие профессиональных интересов детей,
- организация содержательного досуга воспитанников;
- формирование общей культуры воспитанников;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
- Организация деятельности
- Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам подлежит лицензированию.
3.2.Образовательная деятельность по дополнительному образованию осуществляется на русском языке.
- Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной деятельности детей в возрасте от 3 до 18 лет в их свободное (внеурочное) время.
- Образовательную деятельность по дополнительному образованию осуществляют педагогические работники стационарного отделения, которое является структурным подразделением Учреждения.
- Подразделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Учреждения.
3.6. Общее руководство деятельностью подразделения осуществляет директор.
3.7. Руководителем структурного подразделения является заместитель директора по воспитательной работе, который организует и контролирует его работу, несет ответственность за качество, эффективность и результативность деятельности.
3.8. Штатное расписание структурного подразделения формируется в соответствии с целями и задачами дополнительного образования в Учреждении и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования.
3.9. Деятельность педагогов дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями.
- Участниками образовательного процесса являются:
- обучающиеся (воспитанники в возрасте от 3 до 18 лет);
- педагогические работники.
3.11. Дополнительное образование строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
3.12. Дисциплина поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех членов образовательного процесса. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.
3.13. Образовательная деятельность по дополнительному образованию осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
3.14. Количество обучающихся в группе может составлять до 8-9 человек, что обусловлено особенностями психического и соматического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.15. Продолжительность и рекомендуемая кратность учебных занятий приведены
в приложении 1 к данному Порядку.
3.16. Учреждение может на договорной основе оказывать услуги по дополнительному образованию выпускникам Учреждения, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи российских граждан.
- Содержание и формы работы
- Содержание образовательной деятельности определяется дополнительными общеобразовательными (общеразвивающими) программами, самостоятельно разработанными педагогическими работниками в соответствии с федеральными государственными требованиями и утвержденными директором Учреждения.
- Дополнительные общеобразовательные программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.
- Требования к структуре, оформлению, срокам обучения по дополнительным общеобразовательным программам, а также порядок их принятия и утверждения регламентирует Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе, утвержденное приказом директора Учреждения от 28.01.2019 г. № 115-ОС.
- Образовательный процесс по дополнительному образованию организуется в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).
4.5. Видами объединения могут быть клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы и пр.
4.6. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется на основании приказа директора Учреждения.
4.7. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам различной направленности:
- технической,
- естественно-научной,
- физкультурно-спортивной,
- художественной,
- туристско-краеведческой,
- социально-педагогической.
4.8. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
4.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ.
4.10. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни – не более 2-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 3 академических часов в день.
4.11. После 30 – 45 минут занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
4.12. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 – 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет – не более 30 минут.
4.13. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
4.14. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.15. В целях обеспечения права на образование детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) предусмотрена разработка образовательных программ, адаптированных для обучения таких детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанной категории воспитанников.
4.16. При разработке дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, методы и средства обучения.
4.17. При организации занятий педагогические работники могут использовать словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ структуры музыкального произведения и др.), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.) и практические (тренинг, вокальные упражнения, тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.) методы обучения.
4.18. Деятельность обучающихся может быть организована с использованием объяснительно-иллюстративных методов обучения (при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию), репродуктивных методов обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковых методов обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательских методов обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
4.19. Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
4.20. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
4.21. Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
4.22. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся и возрастных особенностей обучающихся и утверждается директором Учреждения.
4.23. Начало занятий должно быть не ранее 9.00 час., а их окончание до 20.00 час. Для воспитанников 16-18 лет не позднее 21.00 час.
4.24. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия.
4.25. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
4.26. В случае отсутствия в штате Учреждения педагогических работников необходимой квалификации Учреждение вправе привлекать на законном основании волонтеров благотворительных фондов, некоммерческих организаций, имеющих образование и квалификацию, соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в РФ».
4.27. Возможными формами проведения занятий могут быть: акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, деловая игра, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, чемпионат, сюжетно-ролевая игра, производственная бригада, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие.
- Требования к необходимым условиям
для реализации дополнительных общеобразовательных программ
5.1. Образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;
- СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
5.2. Занятия по дополнительному образованию должны учитывать состояние здоровья детей (дети с ОВЗ, инвалиды, физически ослабленные дети, только поступившие в организацию, выпускники и т.д.), а также особенности социально-психологического развития детей и принимать во внимание, жил ли ребенок в семье, в какой семье воспитывался ребенок, сколько лет он проживал в условиях неблагополучия, посещал ли детский сад, учился ли в школе и т.д.
5.3. Специальные условия для получения дополнительного образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами подразумевают использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
5.4. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, в отдельных группах и (или) индивидуально.
- Документация и отчетность
- Основными документами, регламентирующими образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в Учреждении, являются:
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района;
- Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района;
- приказ директора Учреждения о создании структурного подразделения дополнительного образования;
- приказ директора Учреждения об утверждении принятых к реализации образовательных программ;
- должностная инструкция педагога дополнительного образования;
- расписание занятий объединений дополнительного образования, утвержденное директором Учреждения;
- журналы учета посещения детьми занятий,
- отчет педагога дополнительного образования о проделанной работе, представляемый заместителю директора по воспитательной работе в конце года.
6.2. Журнал учета работы объединения дополнительного образования хранится у руководителя объединения, в конце учебного года передается заместителю директора по воспитательной работе.
6.3. Документация педагога:
- дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа;
- календарно-тематическое планирование на учебный год;
- журнал учета посещения детьми занятий;
- расписание занятий;
- отчет педагога дополнительного образования о проделанной работе за год.
- Заключение
- Настоящий Порядок принимается на заседании Педагогического совета и
утверждается приказом директора Учреждения.
- Изменения и дополнения в настоящий Порядок могут вноситься в
соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в законодательные документы федерального, регионального уровней, регулирующих данное направление образовательной деятельности.
Приложение
к Порядку организации образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях дополнительного образования
|
|||
NN п/п |
Направленность объединения |
Число занятий в неделю |
Число и продолжительность занятий в день |
1. |
Техническая |
2-3 |
2 по 45 мин.; |
1.1. |
Объединения с использованием компьютерной техники |
1-3 |
2 по 20 мин. для детей дошкольного возраста; 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; |
2. |
Художественная |
2-3 |
2-3 по 45 мин.; |
2.1. |
Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства |
2-3 |
2-4 по 45 мин.; |
2.2. |
Музыкальные и вокальные объединения |
2-3 |
2-3 по 45 мин. (групповые занятия); |
2.3. |
Хореографические объединения |
2-4 |
2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
3. |
Туристско-краеведческая |
2-4; |
2-4 по 45 мин.; |
4. |
Естественно-научная |
1-3 |
2-3 по 45 мин.; |
5. |
Физкультурно-спортивная |
||
5.1. |
Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта |
2-3 |
1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
5.2. |
Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) |
2-3 |
1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
6. |
Культурологическая |
1-2 |
1-2 по 45 мин. |
6.1. |
Тележурналистика |
2 |
2-3 по 45 мин. |
7. |
Военно-патриотическая |
2-4 |
1-3 по 45 мин.; |
8. |
Социально-педагогическая |
1-2 |
1-3 по 45 мин. |
8.1. |
Предшкольное развитие |
2-3 |
1-4 по 30 мин. |
8.2. |
Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) |
2-4 |
1-2 по 45 мин. |