Принято на заседании педагогического совета МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района
Протокол № 1 от 25.01.2019 г. |
Утверждено приказом директора МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района от 28.01.2019 г. № 115-ОС
|
Положение
о дополнительной общеобразовательной программе
Муниципального казенного учреждения «Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей» Катав-Ивановского
муниципального района Челябинской области
- Общие положения
- Настоящее Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, реализуемых в Муниципальном казенном учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Катав-Ивановского муниципального района (далее – Учреждение), а также регламентирует их порядок принятия и утверждения в Учреждении.
- Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности в реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ по организации работы по дополнительным общеразвивающим программам для воспитанников организаций для детей-сирот разных категорий;
- Уставом и локальными актами Учреждения.
1.3. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий содержание дополнительного образования детей за пределами основных образовательных программ, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и направленный на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности воспитанников к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
- Цели и задачи программы
- Целями и задачами дополнительных образовательных программ являются:
- обеспечение обучения, воспитания, развития воспитанников Учреждения;
- создание необходимых условий для личностного развития воспитанников, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников.
- Порядок разработки и утверждения программы
- Дополнительная образовательная программа разрабатывается педагогом (или группой педагогов) дополнительного образования самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями.
- Программа принимается на заседании Педагогического совета и вводится в действие приказом директора Учреждения.
3.3.Содержание программы должно соответствовать одной из следующих направленностей:
- технической,
- естественно-научной,
- физкультурно-спортивной,
- художественной,
- туристско-краеведческой,
- социально-педагогической.
3.4. Программа разрабатывается с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Учреждения, контингента воспитанников и их образовательных потребностей.
3.5. В целях обеспечения права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) предусматривается разработка образовательных программ, адаптированных для обучения таких детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанной категории воспитанников.
3.6. Программа может быть авторской, т.е. полностью созданной педагогом (или коллективом педагогов). Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Исходной основой для разработки авторской программы может служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задается некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.
3.7. Программа должна ежегодно обновляться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
- Структура дополнительной образовательной программы
- Дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист (Приложение 1)
- Пояснительную записку
- Учебно-тематический план (Приложение 2)
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
(Приложение 3)
- Список литературы (Приложение 4)
- Содержание структурных элементов
5.1.На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование Учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
5.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий (формы: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая; режим занятий: указывается продолжительность занятия и количество занятий в неделю (со всеми вариантами и их обоснованием);
- ожидаемые результаты (перечень основных знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники в процессе изучения курса дополнительного образования) и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
5.3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы должен содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
5.4. Содержание программы дополнительного образования детей отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5.5. Методическое обеспечение включает:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр,
бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
5.6. Материально-техническое обеспечение программы содержит сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, хореографический класс, спортивный или актовый залы и т.п.), сведения о наличии подсобных помещений (кладовые, костюмерные, раздевалки и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (спортивные снаряды, станки, швейные машинки, специальные приспособления, микрофоны, микшерный пульт и т.п.).
5.7. Список использованной литературы включает перечень использованной автором основной и дополнительной учебной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тесты, практические работы и пр.), наглядного материала (альбомы, атласы, карты, таблицы).
5.8. Учебно-тематический план разрабатывается педагогом ежегодно.
5.9. Дополнительным структурным элементом Программы может являться приложение (приложения), в котором отражается информация разработанная педагогом, или информация полезная и актуальная для реализации Программы (примерный репертуарный список; словарь терминов (к любому виду деятельности); используемый иллюстративный материал; сценарии открытых (текущих) занятий; сценарии мастер-классов и другое.
- Требования к оформлению
- Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный. Переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, левое поле – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 1 см. Листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Список литературы строится в алфавитном порядке по авторам, с указанием города, названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам курса дополнительного образования.
- Заключительные положения
- Настоящее положение сроками действия не ограничено.
- Изменения в настоящее Положение вносятся в случае внесения изменений в
действующее законодательство Российской Федерации, Устав Учреждения.
Приложения
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ
СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Приложение 1
Управление социальной защиты населения
Администрации Катав-Ивановского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей» Катав-Ивановского муниципального
района Челябинской области
(МКУ «Центр помощи детям Катав-Ивановского района)
Принята на заседании педагогического совета МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района
Протокол № 1 от 25.01.2019 г. |
Утверждена приказом директора МКУ «Центр помощи детям» Катав-Ивановского района от 28.01.2019 г. № 115-ОС
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Рукодельница»
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет
Срок реализации: 2 года
|
Автор-составитель: Петрова Мария Степановна, педагог дополнительного образования
|
г. Катав-Ивановск
2019 год
Приложение 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В нижней части таблицы часы суммируются |
||||
|
Итого: |
|
|
|
Приложение 2.1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В нижней части таблицы часы суммируются |
|
|
||||
|
Итого: |
|
|
|
|
|
Приложение 3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел программы |
Тема программы |
Форма занятий |
Приемы, методы обучения |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
|
|
Учебные и практические занятия |
Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, практические |
Наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийная презентация |
Наблюдение, собеседование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
(использованных источников)
книга меньше трех авторов
- Савельев И.В. Курс общей физики. Т.1 Механика: Учебное пособие. – М.: Наука,
1982. – 432 с.
книга под редакцией
- Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и
реаниматологии/ Под ред. Э.В. Недашковского. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – 340 с.
книга авторов больше трех
- Программные системы/И.П. Степанов, В.И. Николаев, В.М. Сваркин и др. – Киев:
Наукова думка, 1983. – 270 с.
ГОСТ
- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.:
Издательство стандартов, 1996. – 36 с.
диссертация
- Луре Р.А. Исследования коронарной недостаточности при заболеваниях органов
дыхания: Дис. на соиск. учен. ст. канд. мед. наук. – М., 1982. 145 с.
статья из журнала, авторов меньше трех
- Мороз В.В., Остапченко Д.А., Мещеряков Г.Н. Острая кровопотеря. Взгляд на проблему//Анестезиология и реаниматология, 2002. - № 6. – с. 4 – 9.
авторов больше трех
- Архипов Ю.Р., Московским В.П., Павлов В.М. и др. Программное обеспечение для
обработки пространственной географической информации // Вестник высшей школы. – 1993. – Т. 1, № 4 – С. 102 – 103.
статья из сборника
- Иваницкий Г.Р. Донорская кровь и ее альтернативы// перфторорганические
соединения в биологии и медицине. Сб. науч. тр. – Пущино: Изд-во «Сфера», 1999. – С. 5 – 20.
статья или глава из книги
- Спаян В. Современное состояние исследований носителей кислорода – продвинутая
нормоволемическая гемодилюция/освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – С. 135 – 143.